О том, как цены родятся. Частность вторая

Опубликовано: 3806 дней назад (21 ноября 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 328
Продолжение вот этой вот записи. Тоже писано не сегодня, поэтому цены давешние, что не важно, тут главное - принцип:)

Еще одна популярная мантра товарищей, кормящихся фотокартинками, такова: «Развелось, мол, этих, которые свадьбу по 500 р. за час, и каталожку по полсотни за снимок!» Мол, в тяжкой трясине ценовой конкуренции приходится ломать ценник и прозябать на гроши. ОК, давайте попробуем поразмышлять о некоторых аспектах ценообразования.

Таковое, на мой взгляд, формируется под воздействием двух компонент: рациональной и иррациональной. Рациональная – зависит от скрытых и явных расходов на производство фотографии и той нормы прибыли, которую фотограф склонен считать для себя приемлемой. Иррациональная – дает премиальную прибавку к прибыли фотографа и является сугубо волюнтаристической категорией.

С рациональной все просто.

Расходы:
Амортизация оборудования;
Время;
Транспортный коэффициент.
Если вторая камера в проф. линейке (Nikon D700, Canon 5D, etc.) стоит условные 90 000 р., а ресурс камеры заявлен производителем, как средние 150 000 срабатываний затвора, то амортизация камеры на один снимок составляет 60 копеек. Амортизацию объектива считать трудно, но я эмпирически принимаю ее 1/3 от амортизации камеры. Износом флешки и обуви можно пренебречь. За среднюю фотосессию я снимаю в среднем же 100 кадров в час. Итак, 80 рублей в час на первую расходную группу. By the way, я не меряю свое время часами. Я предпочитаю термин «съемочный день», в который, в среднем же, закладываю шесть часов чисто съемочного времени.

Съемочный день подразумевает минимум три рабочих КЗОТовских дня: сценарий и подготовка, съемка, обработка. Заметьте, здесь может быть кастинг и подбор реквизита, но я, для простоты, эти опции пока опускаю. Соответственно, если я (условно) полагаю, что хочу иметь что-то вроде 120 000 р. в месяц, то съемочный день стоит (120 000/24)*3 = 15 000 + 80*6 = 15 480 р.

Здесь, видимо, требуется небольшое лирическое отступление: эта сумма дохода происходит из среднего заработка квалифицированного специалиста в СПб, а также из того факта, что фотограф-фрилансер сам себе менеджер по продажам, кадрам, логистике и бухгалтер. И всем этим своим ипостасям он должен платить зарплату, оплачивать поезд, интернет и мобильную связь.

Транспортные расходы я считаю равными 15% (сметный справочник Минтранса 1983 г.). Итого минимум – 17 802 р.

Понятно, что заказчик платит больше. Средняя цена аренды приличной фотостудии (СПб) составляет 600 р. в час, работа модели, визажиста, парикмахера и стилиста за один образ дает в сумме около 15 000 р. минимум, ассистент получает в моем случае 50% от гонорара фотографа. Итак, картинка с одной моделью для рекламного модуля в журнале обходится клиенту минимум в 45-46 000 р. И это только цена, обусловленная рациональной компонентой.

Иррациональная часть расчетов определяется понятиями «назначенной», или «справедливой», цены.

Понятие справедливой цены прекрасно излагает Григорий Леонидович Брудный. Представьте себе ситуацию: вы в какой-нибудь банановой республике, где происходит государственный переворот. У вас сесть чемодан бриллиантов, но нет билета на самолет. И есть маза, что вам вот прям сейчас горячие мучачос вышибут мозги в извращенной форме. А некто доброжелательный под соседней пальмой фарцует билетами на последний Ил-76 и предлагает вам посадочный за полчемодана ваших брюлов. Конечно, билет этого не стоит, с рыночной точки зрения, но жизнь дороже, и в этом случае цена билета оказывается адекватной – «справедливой».

Однажды на моих глазах камнеторговец втюхал ювелиру кусок раух-топаза, красная цена которому $25, за $800 только потому, что тому, как выразился камнеторговец, «присралось» иметь именно этот цвет и эту огранку.

В приложении к фотографической деятельности справедливой ценой является компромисс между желанием заказчика иметь работу, исполненную именно этим фотографом, и готовностью фотографа работать именно за эти деньги. Если фотограф набирает определенный градус крутизны, то к расчету, изложенному выше, он добавляет некоторый повышающий коэффициент, никак не обоснованный экономикой. Этим фоторемесленник и отличается от фотохудожника – работы последнего имеют, помимо текущей рыночной, еще и перспективную коллекционную ценность. Это редко относится к корпоративным заказам, и вообще предмет особого обсуждения, но тем не менее.

Заметьте, что я ни разу не коснулся цены, которую диктует рынок. Это потому, что в действительности рынка фотоуслуг в РФ нет. Если же говорить о фотографах-совместителях, имеющих нефотографический источник доходов, воспринимающих фотодело как подработку и готовых демпинговать, то просто снимайте лучше их (см. предыдущий пост) или считайте их штрейкбрехерами, и будьте готовы им морду набить.
"Без трех минут бал восковых фигур, без четверти смерть..." | О ремесле
 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

   
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Ахтубинск
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Железнодорожны...
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва
 ()
Ведущий Москва